Марет Абдул-Мажитовна Хашиева
Основатель и генеральный директор клиник Немецкого Имплантологического Центра
Жизненное кредо: Перфекционизм всегда и во всем
Как появилась идея создания клиники? Что вас привлекло в позиции руководителя стоматологического центра?
Идея создания имплантологического центра – как стоматологической клиники экстра-класса с лучшим оснащением и командой врачей-суперпрофессионалов – появилась у моего супруга, Магомеда Уматгиреевича Дахкильгова. Он опирался на свой большой опыт как врача, так и руководителя – до открытия Центра он возглавлял ряд других клиник, и за много лет получил обширные знания о том, как должна быть организована работа в стоматологии.
Меня же привлекла позиция руководителя именно в плане административной работы. До создания Центра я работала коммерческим директором в компании, которая занималась производством и реализацией питьевой воды. Труд руководителя-администратора – это то, что всегда мне было очень близко. Именно этому я училась, и, если говорить честно, достигла в этом успеха еще до открытия Центра.
Свой опыт руководящей работы я решила вложить в наш Центр – не в развитие компании, которая принадлежит кому-то другому, а в создание нашей собственной клиники, где все будет организовано по тем принципам, которые мы считаем самыми важными. Тем более, что семейный бизнес – это всегда интересно. Вас двое, вы смотрите в одном направлении, у вас общие интересы и видение будущего развития. Это не просто материально-финансовый аспект – это во многом творческий процесс, полный неожиданностей, трудностей, но и огромного удовольствия.
Эмпатия к пациентам должна быть во главе всего.
Какие задачи тогда вы хотели решить? Были ли планы сделать клинику лучшей в России?
К тому моменту, когда мы стали обсуждать создание своей клиники, у Магомеда Уматгиреевича сформировался, скажем так, большой пул пациентов, которые требовали высочайшего класса в стоматологическом лечении.
Они привыкли к самому лучшему и к тому, что врачу можно и нужно полностью доверять, потому что он – профессионал экстра-класса. Профессиональный подход, знания врача, уровень его квалификации настолько высок, что пациент может просто прийти и, ни о чем не волнуясь и не беспокоясь, получить качественный результат на долгие годы.
В результате эти пациенты – и их было очень много – стали переходить следом за Магомедом Уматгиреевичем сначала из одной клиники, где он вел прием, в другие, а потом – и в наш Центр.
Вот почему изначально нашей главной задачей стало создать такую клинику, куда пациенты будут приходить с удовольствием, клинику, главному врачу которой они полностью доверяют, высоко ценят его знания и профессиональный опыт. Таким образом, если он рекомендует именно этого терапевта или оптопеда – пациент может не сомневаться в высокой квалификации этого доктора и спокойно обращаться к нему за лечением.
У нас не было самоцели – «создать лучшую клинику в России!». Это произошло потому, что мы изначально добивались высочайшего уровня лечения и сервиса. Мы всегда шли именно к этому и стремились делать свою работу лучше всех.
С какими трудностями пришлось столкнуться? Может, были совсем неожиданные затруднения?
Конечно, на этом пути нам приходилось преодолевать немало трудностей. Например, мы очень щепетильно подошли к выбору места для нашего Центра. Мы хотели, чтобы оно соответствовало нашему замыслу – и мы в итоге сделали очень удачный выбор.
Мы очень долго рассматривали разные локации, но наконец нашли свой идеал – на набережной Тараса Шевченко. Это центр Москвы, на пересечении важных городских магистралей, но одновременно – это зеленый район красивой старой Москвы, обладающий и своим особым шиком, и обаянием, и атмосферой.
Затем, конечно, мы также долго выбирали оборудование для оснащения клиники, вложили много сил в проект внутренних помещений – чтобы пациентам было комфортно, врачам удобно, и при этом строжайше соблюдать все требования СанПинов (по площади, обязательному наличию окон и естественного освещения в каждом кабинете и т.д.).
Но самое сложное, как 15 лет назад, когда мы открывались, так и при открытии клиники на Мичуринском проспекте (и думаю, будущие наши стоматологии тоже с этим столкнутся) – это создание команды. HR – это очень важный и сложный момент создания любой компании, и в том числе клиники. При чем это касается не только врачей, но и ассистентов, администраторов, младшего медперсонала. Найти профессионалов в своей области, готовых стать вашими единомышленниками – это очень непросто. Но я считаю, что мы успешно справились и справляемся с этой задачей.
Цифровизация медицины – важный и обязательный способ улучшения качества помощи людям
Как преодолеть трудности на пути к созданию своей клиники?
Успех в преодолении трудностей во многом связан с личностными качествами руководителя и организатора. На мой взгляд, в нашем случае огромную роль сыграл уже накопленный профессиональный опыт - благодаря знаниям Магомеда Уматгиреевича о том, как устроен механизм работы клиники изнутри, мы смогли точно выстроить все процессы в нашем Центре.
Но без людей никогда и ничего не происходит. Поэтому очень важно было и то, что вокруг Магомеда Уматгиреевича собралась команда единомышленников – так нам удалось избежать многих ошибок. Нам было очень комфортно работать друг с другом.
При этом важно никогда не стоять на месте. И я, и наш главный врач, всегда ищем пути самосовершенствования. Мы все время учимся – тренинги, лекции, мастер-классы ведущих специалистов и экспертов в сфере стоматологии и управление, участие в научно-практических семинарах, симпозиумах и конференциях. Когда я вижу важную и интересную для меня тему, человека, который читает лекцию, проводит мастер-класс – то я не упускаю возможности научиться чему-то новому и полезному. Необходимо учиться не только на своих ошибках, но и с пользой применять знания и опыт других.
Что важно для руководителя стоматологического центра - как личностные качества, так и профессиональные?
Руководитель любого медицинского учреждения, куда люди приходят буквально со своей болью, должен априори понимать – мы помогаем вернуть здоровье, самое ценное, что у нас есть. Поэтому эмпатия к пациентам должна быть во главе всего.
Хотя я не принимаю пациентов лично в своем кабинете, поскольку я – не врач, я глубоко сопереживаю им. Отношение врача, ассистента, администратора для пациента подчас важнее, чем суперсовременные аппараты или ворох сертификатов о повышении квалификации. Поэтому я всегда требую от всех, кто у нас работает, чуткости и внимания к пациентам, к их боли, потребностям, сложностям.
Стоматологическая клиника – это не компания, которая продает обувь или производит лыжи. Клиника существует для того, чтобы вернуть людям здоровье, а потому мы не можем работать по обычным схемам, нацеленным на максимизацию прибыли.
По моему глубокому убеждению, руководитель стоматологической клиники не должен ставить превыше всего собственный заработок. Наша высшая цель – здоровье наших пациентов. Мы должны оказывать им грамотную, высококвалифицированную, действительно необходимую помощь. Вылечить человека – это самое главное, прибыль – вторична.
Более того, мне, как руководителю (и думаю, всем руководителям клиник) врачи говорят: «Я не продавец, я доктор, моя цель – лечить». И это правда, и так должно быть. Так что одна из важнейших задач руководителя – соблюсти баланс между лечением и прибылью. Как создать команду врачей высокого класса и при этом зарабатывать, чтобы обеспечить их достойной оплатой труда, клинику – новейшим оборудованием, а пациентов – отличным лечением? Вот это самое сложное, эту задачу я решаю каждый день.
А еще у руководителя обязательно должны быть заместители, которому я могу спокойно делегировать часть своих обязанностей. Это самое большое заблуждение начальника – «Я, я, я все могу сам, всех проконтролирую, всеми поруковожу!» Нет, это не так – мы всегда стремились создать команду, привлечь в нее людей, которые будут отлично разбираться каждый в своей сфере – в лечебной части, административной, работе с персоналом и т.д.
Создание такой системы – самое важное. Когда я сформировала такую команду, я смогла уделять намного больше внимания ключевым вопросам развития клиники – обучение персонала, повышение квалификации докторов, приобретение нового, более эффективного оборудования и т.д.
Краткая биография
- 1999 год – окончила Плехановскую Экономическую Академию (ныне – Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова), факультет банковского дела.
- 1999-2010 года – работа на руководящих постах в различных компаниях.
- 2011 год – возглавила новую, только что открывшуюся клинику «Немецкий Имплантологический Центр».
- 2018 год – стала сооснователем второй стоматологической клиники.
Обучение
- Выпускница Московской школы управления Skolkovo по программе «Управление в здравоохранении : лидеры изменений»